Психологическая помощь детям.
Последние данные обследования детей, поступивших в общеобразовательный детский сад показывают, что около 50%-70 % из них не готовы к освоению программ детского сада и школы. Части детей и их родителей удается самостоятельно компенсировать отставание в развитии некоторых психических функций и усвоение программы, но большая часть детей остается под воздействием неблагоприятных факторов (нарушения здоровья, отрицательное влияние социума в котором живут дети) и имеют отклонение в развитии речи, психике и поведении. Такие дети в школьном возрасте становятся неуспешными в освоении школьных программ, а с усложнением программ в более старших группах совершенно выпадают из учебного процесса. Однако надеется на то, что отстающих детей не будет, не стоит. Статистические данные показывают, что выросло и продолжает расти число детей с ограниченными и функциональными заболеваниями среди дошкольников.
На современном уровне развития коррекционной педагогики модель совместной деятельности логопеда и психолога полностью проработаны. Все чаще время встречаются дети, уровень психического развития которых на первый взгляд не выходит за пределы нормы. Эти дети не имеют бросающихся в глаза отклонений в развитие речи, но учеба дается им с трудом. Особенно большие трудности испытывает данная категория детей в освоении речи. Оказание помощи таким детям возможно только при совместном усилии психолога и логопеда. Теоретической основой совместной деятельности психолога и логопеда является нейропсихология- современное и научное направление. Наши психологи, имеют багаж знаний по нейропсихологии, прошли специализации и имеют опыт работы в этой сфере. Нейропсихология бурно развивается сегодня, имеет несколько достаточно самостоятельных направлений, из которых наибольший интерес для нашего института представляют, нормы и проблемы индивидуальных различий, а также нейропсихология детского возраста и проблемы коррекции отклонений развития психических функций. Мы видим, что эти направления тесно взаимосвязаны. Каждое из них опирается на основные принципы нейропсихологии: о динамической локализации высших психических функций, о функциональных системах, о рассмотрении мозга как целостной структуры, каждая из частей которой вносит свой специфический вклад в осуществление любой функции. Плодотворным в работе психолога и логопеда оказывается факторный, синдромальный подход в анализе отклонений формирования и нарушения высших психических функций, среди которых, разумеется, находиться и речь. В работе мозга выделяются определенные факторы, входящие в качестве составляющих в разные психические функции. Каждый фактор связан с определенными структурами коры больших полушарий мозга, поражение которых ведет к выпадению связанного с ними факторами. Таким образом, с одной стороны, психическая функция каждый раз нарушается по-разному и зависит это от того, какой из входящих в функцию факторов поражен. Таким образом, мы видим, что ни одна из высших психических функций никогда не разрушается полностью, всегда остаются возможности для ее восстановления. Кроме того по отношению к деятельности логопеда это означает, что работа по развитию речи должна проходить совместно с работой по развитию неречевых функций.
Рассмотрим это подробнее: нейропсихологии выделяют несколько основных базисных факторов:
- Энергетический – поддерживающий тонус и активность мозга в целом (стволовые структуры); Модально-специфические, связанные с работой задних отделов коры - это зрительные, слуховые и тактильные восприятия, память (постцентральные отделы коры);
-Кинестетический фактор, связанный с пре-моторной областью, обеспечивает организацию последовательных движений, переключение с одной позы на другую;
-Пространственный фактор, связанный с заднетеменными отделами коры, обеспечивает восприятие реального пространства и формирование пространственных представлений, а также квазипространство-запись графических символов,речь;
-Фактор произвольности, осуществляющий планирование и контроль за осуществлением любой деятельности, связанный с префронтальными отделами в большей степени левой лобной доли;
-Фактор сукцессивности, симультантности и функциональной асимметрии мозга определяет разницу в познавательных стратегиях левого и правого полушария: левое полушарие в основном использует стратегию последовательной обработки информации, а правое –одновременного, целостного, симультального восприятия информации. Каждый из этих факторов участвует в организации речевой функции, как устной, так и письменной. При их нарушении речевая функция поражается системно, но каждый раз по-разному.
Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что речевые функции у 95% правшей и 70% левшей связаны с левым полушарием мозга, у 15% левшей с правым, у остальных 15% левшей – с обоими. Наиболее качественно обеспечивают речевую деятельность структуры левого полушария: они реализуют сенсомоторный уровень, уровень понятий, выраженных в значениях слов, а мелодико-инонациональные характеристики речи, тембр голоса более связанные со смысловой, аффективной стороной речи, обеспечиваются левым полушарием мозга. Эти утверждения относятся не только к нарушениям речи при очаговых поражениях мозга, но и к речевому развитию у праворуких и леворуких детей. В целом отмечается, что при имеющихся отличиях нейропсихология речи взрослых правшей вполне применима к речи праворуких детей. Что касается левшей, то практически все авторы отмечают недостаточную проработку проблемы речевого онтогенеза у левшей. Дети с выраженными или скрытым левшеством в системе рука-ухо-глаз испытывают разной степени трудности при освоении чтения и письма. Эти дети могут допускать большое число ошибок, среди которых в начальной школе больше специфических ошибок (замены букв, близких по акустико-артикуляционным и оптическим признакам, пропуски, вставки и перестановки букв, слогов, слов, нарушения согласования и управления, “зеркальное” письмо). Прослеживается четкая связь нарушений базовых факторов, выявляемых в нейропсихологическом обследовании, с определенными группами ошибок у детей. Замены букв, близких по акустическим, оптическим признакам, пропуски и вставки связаны с модально-специфическими факторами, так как они отражают несформированность фонематических и оптических представлении, слабостью слухо-речевой и зрительной памяти. Замены букв, близких по артикуляторным признакам, отражают недостаточность кинестетического фактора, с ним связывают и пропуски согласных звуков. Пропуски согласных при стечении вставки гласных в стечениях согласных, повторение слогов,букв, слов, замены букв, состоящих из одинаковых, но представленных в разном количестве, элементов (ш-и,т-п), некоторые каллиграфические трудности, объясняются несформированность кинетического фактора. Смещение букв, имеющих одинаковые, но по-разному расположенные в пространстве элементы, случаи “зеркального” письма объясняются нарушением пространственного фактора. Большое число орфографических ошибок, аффективные влияния говорят о недостаточности фактора произвольности. И наконец, низкий темп письма, быстрая утомляемость указывают на нарушение энергетического фактора. Дети испытывают трудности, имеющие как наследственное, так и травматическое левшеством, но в последнем случае эти трудности усугубляются наличием неврологической патологии, ММД, расстройством устной речи. Отрицательно сказываются на успешности обучения и частные соматические заболевания детей. При организации коррекционной работы особое место занимает нейропсихологическое обследование, которое наряду с анамнестическими данными, изучением медицинской документации, углубленным обследованием устной речи, проведением диагностики психического развития позволит выявить как наиболее отстающие в развитие факторы, так и те резервы, на которые следует опираться в работе. Наши специалисты работают по существующим и готовым методикам нейропсихологического тестирования (Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю., Яблокова Л.В. Нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста – м.: АНО “Пэб”,2007 г.). Но в любом случае исследование нашими специалистами обращено ко всем блокам мозга ребенка. При “подтягивании” отстающие в развитии функции работа строится по принципу возвращенного онтогенеза, т.е. определяется уровень сфомированности, с опорой на который и ведется дальнейшая работа.
Коррекционно-развивающая работа в нашем центре направлена на формирование невербальных и вербальных функций в их единстве и взаимосвязи, так как нет речи без деятельности. Таким образом, мы видим, что факторный подход позволяет сделать взаимодополняющую работу психолога и логопеда. Не стоит ломать копья по вопросу о нужности или ненужности диагностики ребенка. Использование методик нейропсихологического обследования детей позволит сделать помощь ребенку со стороны специалистов адресной, а значит, и более эффективной. Основными идеями, определяющими содержание взаимодействие психолога и логопеда, компетентность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с речевыми нарушениями и психического развития являются следующее: Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач; Принцип коррекционной направленности общеобразовательных занятий; Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка; Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников; Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности; Опора на личный опыт детей; Достижения успеха на каждом этапе занятия как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности.
Нейропсихологическая диагностика или нейропсихологическое обследование — это исследование психических процессов с помощью серий специальных методик и проб. В ходе диагностики определяется функциональное состояние мозга, квалифицируются нарушения (недоразвитие) и выявляются количественные характеристики состояния высших психических функций., помогает рассмотреть функционирование структур головного мозга ребенка, которые влияют на поведение, понимание и обработку информации, освоение учебы.
Нейропсихологическая коррекция – специально подготовленная программа на основании результатов диагностики для конкретного ребенка, т.е. курс занятий, на которых создаются условия для развития ментальных функций. Коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, включает в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, реципрокные телесные движения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
Занятие длится 50 минут, проводятся дважды в неделю как индивидуально, так и в мини-группах ( 3-4 человека). Курс занятий 24-32.
Ознакомиться с ценами на предоставляемые услуги Вы можете здесь - ПРАЙС-ЛИСТ на услуги
Наши телефоны: +7 (902) 268-44-52
e-mail: sineps.spb@mail.com, malga74@bk.ru.
на нашем сайте - www.sineps-ekb.ru